История развития подводных лодок

Podlodka

Автором идеи о том, чтобы спустить человека глубоко под воду, стал Александр Македонский, именно с этого момента осуществляется отсчет истории создания подводной лодки, изобретение которой сыграло важнейшую роль в развитии военной техники (о гражданском приспособлении для ныряния мы писали здесь).

Первым человеком, описавшим судно, оснащенное специальной трубкой для подвода воздуха, а также способное менять плавучесть путем набора и сброса воды, стал Уильям Боурн из Англии. В конце 16-го века он охарактеризовал необычный «подводный корабль», но о том, существовало ли такое «чудо техники» на самом деле, никто не знает. Зато доподлинно известно, что создателем первой подводки, которая, к слову, была обтянута кожей, стал Корнелиус Дреббель. Первым судоходцем же, если можно так выразиться, погрузившимся в этом сомнительном судне под воду, стал король Яков Первый.

«Черепаха» — «первая ласточка» подводного судостроения.

В 1776 году французский изобретатель Дэвид Бушнелл, которого впоследствии стали называть отцом подводной лодки, изобрел судно, которому было суждено впервые в истории получить практическое применение под водой. Корпус конструкции был хоть и примитивен, зато герметичен, а в действие весь этот механизм приводился ручным винтовым двигателем. Судно использовалось в качестве транспортировщика мин – оно под водой незаметно подбиралось под киль корабля противника и выпускало имеющуюся на борту мину. Та всплывала и взрывалась, ударившись о киль.

«Наутилус» Роберта Фултона

В самом начале 19-го века американец Роберт Фултон модифицировал «Черепаху», создав на ее базе собственную подводку, которая получила название «Наутилус». Изобретение имело сигарообразную форму, его диаметр составлял 2 метра, а длина – 6,5 м. На судне могло уместиться трое членов экипажа, а также баллон с воздухом, обеспечивающий команде возможность длительного пребывания под водой.

«Подводник» Брюна и Буржуа как начало создания полноценных подводных военных кораблей

Новой эрой в подводном судостроении стал «Подводник», созданный капитаном Буржуа и его помощником – инженером по фамилии Брюн. Конструкция, габариты которой составляли 42,5 на 6 на 3 метра, оборудовалась инновационным по тем временам двигателем, функционирующим на сжатом воздухе. Судно развивало скорость в 9 км/час на поверхности воды и до 7-ми км/час на глубине.

Первая российская подводная лодка

В России первым изобретателем подводного судна стал Степан Джевецкий. Его модель оснащалась педальным двигателем, двумя насосами (водяным и пневматическим) и перископом, позволяющим следить за тем, что происходит на поверхности. Также на борту находилась мина, которая благодаря наличию на корпусе присосок фиксировалась на вражеском судне после атаки. Лодка приводилась в движение электродвигателем, который работал от аккумулятора и мог разогнать ее до скорости 7 км/час. Важно отметить, что именно творение Джевецкого было запущено в серийное производство – всего в Российской Империи выпустили 50 таких лодок.

«Минога» Джона Холланда

Первой подлодкой, оборудованной бензиновым мотором, стала «Минога» американского ученого Джона Холланда, однако проект судна с дизельным двигателем впервые разработал российский конструктор И. Бубнов. На воду судно было спущено в 1908 году.

Примечательно то, что долгое время изобретатели не могли добиться увеличения скорости движения и продления времени пребывания под водой из-за того, что аккумуляторы, от которых работал двигатель, быстро разряжались. С изобретением дизельной установки и шноркера удалось обеспечить непрерывную работу мотора под водой, ну а с появлением атомных подводных лодок такая проблема и вовсе исчезла – современные суда не нуждаются в воздухе для моторов, они способны выполнять продолжительные переходы без дополнительной дозаправки.