Изобретение АКПП

Коробка-автомат в разрезе

Сегодня сложно представить современный автомобиль без АКПП. Хотя ценители «механики» все еще существуют, автоматические коробки переманивают в свои ряды все больше автолюбителей, поскольку ощутимо повышают простоту управления, комфорт и безопасность передвижения.

АКПП — начало

Первый прототип этого механизма появился еще в 1904 году, то есть всего через 20 лет после поступления в продажу первой машины за авторством мистера Бенца. Хотя изобретение братьев Стартевент назвать полноценным «автоматом» нельзя. Это была модернизированная «механика», в которой две скорости переключались автоматически. Вдохновения среди производителей автомобилей она не вызвала, поэтому в массовое производство запущена не была.

Более продуктивный «автомат» разработала несколько позже компания Ford. В нем уже было две скорости вперед и одна задняя передача. Эту коробку установили на автомобиле Model-T, где она и проходила испытание на практике.

Затем, взяв за основу фордовский агрегат и доработав его, объявил о создании АКПП Карл Бенц. Многие называют изобретателем автоматической коробки именно его, хотя это и не соответствует действительности.

Кто и как придумал современный «автомат»?

Появлением полноценной автоматики можно считать тот момент, когда механизм переключения передач был объединен с гидротрансформатором, выполняющим роль сцепления. Это случилось в 1935 году. Хотя сам ГДТ появился гораздо раньше, в 1902 году, но использовался он на морских судах с целью повышения КПД паровых турбин.

А вот симбиоз гидротрансформатора и коробки разработал американский изобретатель армянского происхождения Азатур Сарафян. После переезда в США он стал Оскаром Бэнкером. Под этим именем создатель АКПП известен каждому, кто предметно изучал историю автомобилестроения.

Первым оценил все преимущества этого замечательного изобретения автобренд General Motors. До этого он устанавливал на своих автомобилях полуавтоматические коробки передач, однако охотно перешел на полные АКПП и, как видим, не прогадал.

Примечательно, что Оскару Бэнкеру понадобилось семь лет упорной борьбы за свое детище. Но в результате ему все же удалось получить патент на коробку-автомат, многократно модернизированной версией которой мы охотно пользуемся по сей день.